понедельник, 28 ноября 2011
«Связь трансцендентальной способности суждения с другими способностями в пределах чистого разума».
Родоначальник так называемой трансцендентальной философии, Иммануил Кант посвятил часть своих работ поиску компромисса в актуальном на тот момент споре рационализма и эмпиризма. Противостояние двух направлений онтологического познания являло за собой не только предрассудки по поводу взаимоисключения друг друга, но и становилось преградой в развитии философии. Кант первым разглядел в данной проблеме угрозу декаданса и пришел к выводу, что эти два направления могут и должны сосуществовать, ибо «… без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить». Данный шаг в истории философии ознаменовал начало «второго антропологического поворота», ставя имя Иммануила Канта в один ряд с таким выдающимся мыслителем как Сократ. Полагаю, самая известная из его работ, «Критика чистого разума», была и остается одним из величайших творений мировой философской мысли. Несмотря на то, что уже более двух столетий величайшие умы человечества занимались исследованием данной критики, она до сих пор полна нераскрытых тайн, способных разительно повлиять на будущее метафизики.
читать дальшеОдной из таких тайн является трансцендентальная способность суждения. Итак, что есть способность суждения в рамках чистого рассудка? Кант представляет ее, как умение подводить под правила, т.е. различать, подчинено ли нечто данному правилу или нет, в то время как рассудок его устанавливает
Данная способность является отличительной чертой природного ума, и научиться ей нельзя. Ее можно только развить посредством непрестанных упражнений. Например, примеры, демонстрирующие применение общего правила к частному, усиливают способность суждения. Что же касается правильности и точности усмотрения рассудка, то они наносят способности суждения некоторый ущерб, т.к. редко выполняют правила адекватно. К тому же они нередко ослабляют то напряжение рассудка, которое необходимо, чтобы усмотреть правила в общем, независимо от частных обстоятельств опыта. Цель этих упражнений – приучить пользоваться правилом скорее как формулой, нежели основоположением.
Что же касается связи логики и способности суждения, то здесь можно сделать вывод, что общая логика не может дать ей никаких предписаний, но с точки зрения трансцендентальной логики все обстоит иначе. В этом случае логика направлена на исправление и предохранении способности суждения при помощи определенных правил.
Получив ответ на вопрос что есть трансцендентальная способность суждения в пределах чистого разума, просвещенный ум первым делом задастся вопросом, что она представляет собой в более широкой семантике?
. Иными словами, способность суждения вообще предстает способностью мыслить особенное как подчиненное общему, а если дано общее (правило, принцип, закон), то способность суждения, которая подводит под него особенное (и том случае, если она в качестве трансцендентальной способности суждения a priori указывает условия, сообразно которым только и можно подводить под это общее), есть определяющая способность.
При всяком подведении предмета под понятие, представление о предмете должно быть однородным с понятием, т.е. понятие должно содержать в себе то, что представляется в подводимом под него предмете (предмет подчинен понятию).
Примером может служить то, что эмпирическое понятие тарелки однородно с геометрическим понятием круга, т.к. «круглость», которая в понятии тарелки мыслится, в геометрическом понятии созерцается.
Но чистые рассудочные понятия совершенно неоднородны с эмпирическими созерцанием, и их никогда нельзя встретить ни в одном созерцании.
Из этого следует, что создание трансцендентального учения о способности суждения является неотъемлемой частью чистого разума, так как относится к a priori.
Прежде всего, учение направлено на решение таких задач, как подведение созерцания под чистое рассудочное понятие, т.е. как применить категории к явлениям. «Причинность» не может быть созерцаема посредством чувств и содержаться в явлении. Ясно, что должно существовать нечто третье, однородное с категориями и, одновременно, с явлениями, и делающее возможным применение категории к явлению. Так же это третье звено должно быть объектом и чувственным и интеллектуальным.
Теперь, когда у нас на руках все условия задачи, можно приступать, непосредственно, к анализу связи способности суждения с другими способностями. Совершать данную процедуру я буду через постановку тезиса и последующие доказательства.
1. Трансцендентальная способность суждения связана с рефлексией
Первое, к чему я советую прибегнуть при доказательстве, это к определению самого понятия Рефлексии. Итак, прежде всего, это состояние души, в которой мы пытаемся найти субъективные условия, при которых может образовать понятия. Кроме того, она есть осознание нашего отношения к различным вещах, вследствие чего происходит подведение предмет под определенную категорию. При этом происходит некое сравнение и исследование предмета под средством чувственного созерцания, после которого следует вывод и подведение предмета под понятие. Сама по себе, она не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них.
В общепринятом же значении термина рефлексии (если не брать в расчет кантовский метод), мы увидим, что здесь она предстанет нам в совершенно новом свете, а именно в обращении непосредственно к самому себе. В критике способности суждения проводилось обсуждение, что каждый ссылается на собственный вкус, что делает диалектику в данной области невозможной. В большинстве случаев так и происходит, следовательно, человек сам ставит ярлык на тот или иной предмет, приурочивая его к тому или иному понятию. Независимо от того, отличается ли его мнение от общественного.
Но в силу того, что мы не можем использовать данный термин в его широкомасштабном смысле, данный тезис верен только для трансцендентальной рефлексии. Вообще, здесь и далее, использование апостериорных форм, лежащих вне чистого разума, будет невозможно, из-за несопоставимости этих объектов.
2. Трансцендентальная способность суждения связана с созерцанием
Логично, думаю, утверждать, что способность суждения непосредственно связана с созерцанием, с помощью которого предмет ощущается и чувствуется. Воздействие на предмет через созерцание, не может нам дать полной информации о предмете, ибо с эмпирической точки зрения предмет не мыслится. Поскольку все предметы находятся в пространстве и времени (а мы пришли к выводу, благодаря трансцендентальной способности суждения, что хоть они и принадлежат к предметам чувственности, но время предстает перед нами неким связующим звеном между двумя формами: мыслью и чувством), то мы не можем упустить тот факт, что без созерцания невозможно, ни одно подведение предмета под категорию. Соответственно, связь со способностью суждения проявляется в том, что созерцание является инструментом, с помощью которого нам может быть дан тот или иной предмет. Созерцание не более чем посредник между материальным объектом, существующим в окружающем нас мире, и мыслью, благодаря которой происходит обработка предмета и, естественно, подвод его под понятие (в случае, когда предмет дан нам впервые) или категорию (вторичные и последующие случаи).
3. Трансцендентальная способность суждения связана с воображением
Также я считаю возможным связать способность суждения со способностью воображения, входящую в состав трансцендентального синтеза воображения. Если взять за основу, что воображение есть представление предмета без его присутствия в созерцании, то мы увидим, что в состав воображения входят чувственные созерцания, следовательно, оно принадлежит к чувственности. Если идти дальше и брать в расчет синтез воображения, то придем к выводу, что оно может определять чувство по его форме, естественно, сообразно с единством апперцепции. Зачастую человеческий разум применяет ментальные образы к объектам пространства, непроизвольно продолжая считать их один и тем же. Воображение может производить такой эффект, о котором мы имеем полное право утверждать, что оно влияет на внутреннее чувство.
4. Трансцендентальная способность суждения связана с логикой
Так же, я думаю, что в данную категорию стоит отнести и логику. Ведь любое наше знание возникает из двух основных источников: первое есть сама способность получать прямое представление о предмете или явлении, иными словами восприимчивость к впечатлениям; а второй – способность познавать или мыслить через эти впечатления. И так, как было сказано ранее, благодаря эмпирическому способу познанию – предмет нам дается, а рациональному – мыслиться. Сама же трансцендентальная логика предстает нам двояко. С одной стороны, Кант выделяет из общей логики - чистую, имеющую дело исключительно с априорными принципами и представляющую собой канон рассудка (в «Критике чистого разума» канон рассудка – это совокупность принципов правильного применения познавательных способностей. Кант усматривал отличие своего понимания канона от традиционного в том, что считал принцип «соотносимости с опытом» главным принципом своей теории познания) и прикладную, в этом случае она рассматривает правила применения рассудка при субъективных эмпирических условиях, указываемых нам психологией. Полагаю, что в отношении к способности суждения эти оба фактора имеют место быть, но, поскольку речь идет о трансцендентальной способности суждения, следует отдавать предпочтение чистой, аналитической логике, особенно логике категорий. Естественно, речь пойдет о логической функции рассудка в суждениях. Если отвлечься от всякого содержания суждений вообще и обратить внимание на одну лишь рассудочную форму суждений, то мы придем к тому, что функции мышления в них поддаются разделению на группы, от которых отталкивается каждый человек, когда судит о предмете. Однако, мыслить себе предмет и познавать предмет не есть одно и то же. Для познания необходимо иметь, во-первых, понятие, посредством которого вообще мыслится предмет (категория); и, во-вторых, созерцание, с помощью которого предмет дается. Но всякое возможное для нас созерцание чувственно, следовательно, мысль о предмете вообще посредством чистого рассудочного понятия может превратиться у нас в знание лишь тогда, когда это понятие относится к предмету чувств
Из этого следует, что, говоря о связи трансцендентальной способности суждения с другими способностями в рамках чистого разума, мы невольно обращаемся не только к чистым, рассудочным понятиям, но и продуктам эмпирического характера. Грань, которую устанавливает нам a priori, неотъемлемо зиждется на соотнесении разума и чувств, из-за чего нам приходится искать ответы на обеих сторонах познания, не в силах абстрагироваться от ощущений.
>>Несмотря на то, что уже более двух столетий величайшие умы человечества занимались исследованием данной критики, она до сих пор полна нераскрытых тайн, способных разительно повлиять на будущее метафизики. я бы сказал, что они занимаются исследованием...
>>Что же касается правильности и точности усмотрения рассудка, то они наносят способности суждения некоторый ущерб, т.к. редко выполняют правила адекватно. какой-то странноватый и не сразу понятный, как по мне, пассаж
>>Иными словами, способность суждения вообще предстает способностью мыслить особенное как подчиненное общему... - как-то тоже странно, перед этим идёт вопрос, а потом сразу "иными словами..."